Повышение квалификации педагогов в период реформирования образовательной системы – насущная задача сегодняшнего дня. Невозможно говорить о перспективах развития школы, о внедрении в педагогическую практику новых форм и методов организации учебного процесса без системной работы по обучению кадров, которая проводится как на уровне муниципалитета, так и на уровне школы. Повышение квалификации носит системный и плановый характер.
Повышение квалификации
Повышение квалификации
В соответствии с требованиями нового федерального образовательного стандарта (ФГОС), педагоги обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в три года (подпункт 2 пункта 5 статьи 47 Закона № 273-ФЗ).
Учитель имеет право повышать квалификацию и чаще, однако периодичность в течение трёх лет устанавливает школа.
Виды и формы повышения квалификации
Виды повышения квалификации
Повышение квалификации бывает 3 видов:
- краткосрочное;
- тематическое;
- долгосрочное.
Отличия заключаются в объемах и продолжительности учебного курса, который сотрудник или работодатель выбирает в зависимости от конкретных производственных и образовательных потребностей.
Краткосрочное повышение квалификации:
При краткосрочном повышении квалификации продолжительность обучения не превышает 72 академических часов. Цель таких курсов заключается в ликвидации пробелов в знаниях.
Срок обучения по тематическим программам – 72-100 академических часов. Этот вид повышения квалификации тоже считается краткосрочным. От предыдущего он отличается более глубоким раскрытием темы.
Длительное повышение квалификации:
Долгосрочным повышение квалификации считается тогда, когда продолжительность курсов превышает 100 академических часов. Такое длительное обучение предполагает получение целого комплекса специальных знаний и навыков.
Формы обучения:
В зависимости от критериев оценки и от того, как проходят курсы повышения квалификации, существуют разные формы обучения.
По месту проведения выделяют:
- внешнее повышение квалификации, которое проводят сторонние организации на основе договоров об оказании образовательных услуг;
- внутреннее повышение квалификации, которое проходит на рабочем месте.
По типу занятости различают обучение:
- без отрыва от места работы;
- с частичным отрывом от выполнения рабочих обязанностей;
- с полным отрывом от работы;
- в виде стажировки.
По форме организации процесса обучение может быть:
- очным;
- заочным;
- очно-заочным;
- дистанционным.
По времени проведения занятия бывают:
- дневными;
- вечерними;
- по выходным дням;
- по согласованию.
В зависимости от целевой группы курсы могут быть предназначены для:
- руководителей разных уровней;
- рядовых квалифицированных сотрудников;
- обслуживающего персонала;
- молодых специалистов;
- всех работников компании.
Целевые группы в различных организациях отличаются по специфике деятельности.